А.Ф. Гонтаренко, канд. техн. наук, зав. отделом (АНО "Агентство исследований промышленных рисков")
В.К. Шалаев, д-р техн. наук, зав. отделом (НТЦ "Промышленная безопасность")
(Безопасность труда в промышленности, № 2, 2009)
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области подготовки и аттестации по промышленной безопасности специалисты поднадзорных Ростехнадзору организаций при аттестации должны пройти проверку знаний общих требований промышленной безопасности, а также проверку знаний по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемых. Для специалистов горных производств и объектов такими специальными вопросами являются требования промышленной безопасности при:
- отработке месторождений открытым, подземным и совмещенными способами, а также при разработке вечномерзлых россыпных месторождений;
- строительстве подземных объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов;
- ведении буровзрывных работ в подземных горных выработках и при открытых горных работах;
- ведении специальных взрывных работ;
- проветривании горных выработок;
- эксплуатации электромеханического оборудования при открытых и подземных горных работах;
- обустройстве выходов из подземных горных выработок;
- составлении планов локализации аварий и ликвидации их последствий;
- тушении подземных пожаров.
Эти требования установлены в значительном количестве нормативных правовых актов (единых правилах безопасности) и нормативно-технических документов (инструкциях по безопасности), утвержденных Госгортехнадзором России.
В целях оптимизации процедур аттестации руководителей и специалистов Положением об организации деятельности аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.11.07 N 758, предусмотрен формат аттестации, в рамках которого решение об аттестации принимается на основании результатов тестирования, проводимого в аккредитованных организациях, осуществляющих предаттестационную подготовку. Тестирование, как альтернатива традиционному устному экзамену, обеспечивает максимальную объективность и сокращает время проведения проверки знаний за счет использования широко применяемых в настоящее время компьютерных программных средств.