Все слышали про Большой Адронный Коллайдер в Европе, но немногие знают, что такой же есть и в России. Около города физиков-ядерщиков Протвино в Московской области на глубине 60 м находится кольцевой тоннель-коллайдер «Ускоритель». Его длина 21 км, что больше кольцевой линии метро.
Решение о строительстве ускорительного комплекса (слово «коллайдер» еще не знали в СССР) было принято на съезде ЦК КПСС в начале 80-х годов. Постройка планировалась для проведения научных исследований и расширения технической базы расположенного в городе Института Физики Высоких Энергий (ИФВЭ).
К 1991 году завершились работы для первого запуска «Ускорителя», начался монтаж коммуникаций и оборудования. На поверхности были построены и оборудованы 20 площадок с производственными сооружениями в несколько этажей. К объектам подключили водоснабжение, отопление, электричество, начались поставки уникального оборудования, сделанного по специальному заказу. При строительстве тоннеля «Ускоритель» применялась секретная технология, используемая для шахт запуска ракет.
Проведенные в конце 80-х годов демократические реформы в СССР очень помогли строительству коллайдера. Падение «железного занавеса» позволило закупать горное оборудование за рубежом и обучать наших специалистов работе на нем.
Развал СССР и начало эпохи рыночной экономики вызвали прекращение финансирования проекта «Ускоритель». Во времена глобальных перемен интерес к науке угас. Строительство было заморожено в начале 90-х, хотя тоннель был почти готов и на объект начали завозить оборудование. Страна переживала политические потрясения, что привело к проблемам с финансированием. Поэтому российский адронный коллайдер остался недостроенным.
Сейчас почти все производственные сооружения разрушены. Финансовые средства выделяются только на поддержание и охрану подземного тоннеля: есть дежурное освещение, отвод грунтовых вод, вентиляция. Недавно Курчатовский институт высказал намерение возобновить строительство российского адронного коллайдера, но его судьба неясна. На данный момент объект поддерживается только потому, что его разрушение может вызвать серьезные последствия и привести к экологической катастрофе.
Официально «Ускоритель» закрыт, но любители экстрима находят входы в тоннель и делятся атмосферными фотографиями в соцсетях.