Вопрос о правоприменительной деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, направленной на защиту государственных интересов в сфере изучения и разработки месторождений полезных ископаемых, становится все более актуальным с учетом активного развития отраслей по добычи полезных ископаемых в РФ. Нынешнее законодательство о недрах "разрывает" право на недра и
право на поверхность земли. Это позволяет признавать недра во всех случаях государственной собственностью. Однако фактически допускаются исключения, когда дело касается малоценных (так называемых общераспространенных) полезных ископаемых непромышленного значения вроде торфа, сапропеля, песка, глины, камня, некоторых подземных вод.
Для их регулирования рыночных отношений в сфере недропользования, был принят Федеральный закон "О недрах", последняя редакция которого относится к 2000 году. Согласно этому Закону к изучению и разработке недр допускаются как государственные, так и частные предприятия, в том числе иностранные компании, которые, несомненно, испытывает трудности в связи с тем, что иностранцы в РФ не могут быть собственниками земли. Все недра земли остаются в собственности государства, и за их разработку полагается определенная плата. Месторождения полезных ископаемых должны сдаваться для разработки на конкурсной основе и предоставляться тем претендентам, которые предложат за них наивысшую цену.
На протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации. Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств. Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.