Шаг китайской China Molybdenum по покупке у Freeport-McMoRan месторождения Тенке (ЮАР), содержащего крупнейшие в мире запасы меди и кобальта, показал наcколько сильно стремление Поднебесной обеспечить себя бесперебойными поставками сырья для производства аккумуляторов, пишет Financial Times.
По оценкам CRU, если сделка по покупке месторождения состоится, то в следующем году китайские компании получат контроль над 62% мирового производства кобальта, который из нишевого сырья постепенно становится одним из важнейших элементов жизнеобеспечения современной транспортной системы. Согласно ожиданиям, спрос на него в ближайшие десять лет вырастет на две трети на фоне активного развития отрасли электроавтомобилей в странах Запада, пытающихся таким образом сократить объемы вредных выбросов и снизить зависимость от импорта нефти.
Учитывая вышесказанное, производители элементов питания для электрокаров — от Tesla Motors до General Motors — будут впадать во все более глубокую зависимость от контролируемой Китаем цепочки поставок, считает эксперт.
Во многих отношениях Китай следует знакомой схеме. На рубеже тысячелетий страна начала обеспечивать себя запасами нефти и промышленных металлов: через механизмы покупки, инвестиций и кредитов в обмен на нефть (с такими странами как Ангола и Венесуэлла). Но после того, как редкие земли – которые тогда добывались преимущественно в Китае – стали объектом экспортных ограничений, контроль Поднебесной над сырьевыми ресурсами вызвал стратегическую озабоченность Вашинтона и Токио, пишет издание.
Теперь, чтобы повысить конкурентоспособность своего автопрома и снизить экологическую нагрузку, Пекин активно развивает собственный рынок электромобилей, и ему нужны аккумуляторы.
В недрах Демократической республики Конго – одной из беднейших стран мира — содержится около половины мировых запасов кобальта. В прошлом году на месторождении Tenke, чей производственный потенциал оценивается в 25 лет, было добыто 16 000 тонн этого сырья.
“Китай давно рассматривал Конго в качестве одного из основных источников минеральных ресурсов, в том числе кобальта», — говорит Алекс Вайнз, руководитель африканской программы в Chatham House. “Я всегда подозревал, взаимодействие с Анголой было на самом деле тестовой моделью развития отношений с Конго».
Крупнейшими акционерами China Molybdenum являются государственная Luoyang Mining Group и частная Cathay Fortune Corp со штаб-квартирой в Шанхае.