25-го октября появилось CNMC, владеющей 40% золоторудного месторождения "Пакрут", стать стратегическим партнёром Таджикистана и значительно расширить своё присутствие в республике. Речь идёт об одном из длинного ряда соглашений, закрепляющих китайское присутствие в Средней Азии. Киргизия и Таджикистан стремительно превращаются в "задний двор" Китая. Так, на КНР приходится почти половина внешнего долга Душанбе. При этом Пекин выдаёт кредиты на уникально льготных условиях - на 10-20 лет под 2-3% годовых. В июне был подписан пакет соглашений, предусматривающий выделение Таджикистану миллиарда долларов - деньги пойдут на строительство цементного завода, электростанции, реконструкцию дорог и развитие сельского хозяйства. В целом очевидно, что КНР намерена вытащить Душанбе из финансового и экономического штопора, превратив в стабильный источник ресурсов.
При этом Пекин далеко не одинок в своих усилиях. Средняя Азия давно превратилась в объект ожесточённой борьбы, которую Россия до сих пор проигрывала. В горнодобывающей отрасли Узбекистана доминируют западные, японские и китайские компании, и их присутствие продолжает расширяться.
США действуют другими методами. В августе появились сообщения о желании США разместить базу в Таджикистане - разумеется, с согласия России. Однако документы WikiLeaks рисуют куда менее благостную картину - с середины "нулевых" Вашингтон занимался "маневрами", имеющими целью сместить лояльных Кремлю руководителей Таджикистана, вытеснить из республики российских военных и создать непрерывную цепь военных баз от Баграма до Манаса. При этом американцы достаточно интенсивно стимулируют лояльность таджиков. Так, в июне США начали программу "Продовольствие во имя будущего", в рамках которой будет оказана помощь 200 тыс. таджикских семей. Другие заметные игроки на таджикском поле - Иран, Индия и Катар. Так, апрельская попытка Москвы надавить на таджиков, завысив цены на ГСМ, была сорвана именно иранцами, начавшими экстренные поставки горючего.