Андрей КОНОПЛЯНИК
Президент Фонда развития энергетической и инвестиционной политики и проектного финансирования (ЭНИПиПФ), д.э.н, профессор кафедры Менеджмент в международном топливно-энергетическом бизнесе Государственного университета управления, советник Министерства энергетики РФ
В начале июня Государственной Думой был принят в первом чтении подготовленный правительством законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ специальной главой (27) о налоге на добычу полезных ископаемых. Данная глава, которая напрямую затрагивает интересы нефтяников, вносит кардинальные изменения в механизм налогообложения разработчиков российских недр.
При этом содержащиеся в законопроекте налоговые статьи расходятся с положениями основных программных документов того же правительства в отношении энергетики и ее нефтегазового комплекса, призывающих к снижению и дифференциации фискальной нагрузки на производителей. Продекларированное достижение баланса между фискально- и инвестиционно-ориентированными элементами системы налогообложения пока не получается.
казанным законопроектом вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. Порядок исчисления и уплаты его основывается на действующем порядке исчисления роялти, с "автоматически" рассчитываемой для каждого конкретного объекта налогообложения унифицированной налоговой ставкой. Как и все остальные главы НК, данный законопроект должен стать законом прямого действия, а налог на добычу - центральным элементом новой системы налогообложения природных ресурсов. Правда, неясно: только в рамках лицензионной системы недропользования - что было бы логично, или в рамках и лицензионной системы, и системы СРП - что нелогично (в рамках действующего в стране законодательного устройства системы недропользования). Но по сути именно это декларируется в ст. 15 проекта главы 27. Отныне налог на добычу должен, по-видимому, рассматриваться в качестве основного регулируемого рентного налога. С его помощью правительство стремится в максимальной степени перенести налоговое бремя "на скважину", дабы в наиболее полной мере изъять формируемый в добывающих отраслях рентный доход (природную ренту), используя этот налог в качестве "противоядия" применяемому многими ВИНК трансфертному ценообразованию.
Насколько же предлагаемое этим законопроектом устройство налоговой системы в отношении нефтяного комплекса соответствует принципам эффективной и справедливой организации налоговой системы в отраслях, деятельность которых связана с извлечением горной ренты?
Источник: www.konoplyanik.ru